Практическая работа «Измерение радиационного фона»

Скачайте полный текст практической работы «Измерение радиационного фона».

Цель работы
получить практические навыки использования бытового дозиметра для измерения радиационного фона.

Оборудование:
индикатор радиоактивности

Работа имеет большое практическое значение так, как в ходе ее выполнения учащиеся индивидуально осваивают приемы использования индикатора радиоактивности для регистрации естественного радиационного фона и оценки радиационной обстановки на местности, где они проживают. Бытовые индикаторы радиоактивности (дозиметры) предназначены для оперативного индивидуального контроля населением радиационной обстановки и позволяют приблизительно оценивать мощность эквивалентной дозы излучения. Доза излучения характеризует меру воздействия ионизирующего излучения и его возможные последствия. Нормы радиационной безопасности определены в нормативном документе НРБ-99 «Нормы радиационной безопасности», действующим в РФ с 01.01.2000 г.
Большинство современных дозиметров измеряют мощность дозы излучения в микрозивертах в час (мкЗв/ч), однако до сих пор широко используется и другая единица измерения — микрорентген в час (мкР/ч). Соотношение между ними 100:1 (1 мкЗв/ч = 100 мкР/ч).

Рекомендуется следующая последовательность действий учеников по подготовке и выполнению работы.
1. На подготовительном этапе учащимся рекомендуется внимательно изучить инструкцию по работе с индикатором радиоактивности и определить:
• каков порядок подготовки его к работе;
• какие виды ионизирующих излучений он измеряет;
• в каких единицах регистрирует прибор мощность дозы излучения;
• какова длительность цикла измерения;
• каков предел допустимой погрешности измерения;
• порядок контроля и замены внутреннего источника питания;
• расположение и назначение органов управления работой прибора.
2. При освоении подготовительной фазы учащиеся производят внешний осмотр прибора и его пробное включение.
3. Убедившись в работоспособности дозиметра, учащиеся подготавливают прибор для измерения мощности дозы излучения.
4. Измеряют 8—10 раз уровень радиационного фона, записывая каждый раз показание индикатора.
5. Вычисляют среднее значение радиационного фона.
6. Сравнивают полученное среднее значение фона с величиной естественного радиационного фона, принятой за норму —0,15 мкЗв/ч.
Вычислить значение дозы ионизирующих излучений, которую получит человек в течение года, при условии, что среднее значение радиационного фона на протяжении года меняться не будет. Полученный результат сопоставляют со значением, безопасным для здоровья человека.

Скачайте полный текст практической работы «Измерение радиационного фона».

После выполнения практической работы учащиеся должны ответить на контрольные вопросы.

Скачайте документ с Контрольными вопросами к практической работе «Измерение радиационного фона», состоящий из 12 комплектов по 5 вопросов в каждом.

Пример: Комплект контрольных вопросов №7

  1. Порядковый номер элемента в результате излучения гамма-кванта ядром равен
    А) z -1 B)z + 2 Д) Z
    Б) Z-2 Г) Z-4
  2. Наименьшей проникающей способностью обладает излучение типа
    А) α Б)β В)γ
  3. В качестве ядерного горючего в ядерных реакторах обычно используют
    А) уран, Г) тяжелую воду,
    Б) графит, Д) бор.
    В) кадмий,
  4. Если количество нейтронов в новом поколении немного больше, чем количество прежнего поколения, то цепная реакция будет
    А) затухающей, Б) управляемой, В) неуправляемой.
  5. Радиоактивные изотопы химических элементов могут быть получены из стабильных изотопов путем бомбардировки .
    А) нейтронами, В) альфа-частицами,
    Б) протонами, Г) гамма-квантами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.