ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИКИ И ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
СОСТАВ И СТРОЕНИЕ АТОМА
Зарудняя Н.А., Коваленко Е.И.,
МОУ «Вейделевская СОШ», Вейделевский район
На интересных, построенных с выдумкой уроках, к тому же заполненных различной активной деятельностью, учащимся нескучно, они небезразличны к учёбе; на это нет времени – все заняты увлекательным делом! Отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные предметы не могут изучаться изолированно друг от друга. Одним из путей реализации межпредметных связей являются интегрированные уроки, подготовка и проведение которых способствует повышению научного уровня обучения, систематизации знаний, развитию логического мышления и творческих способностей учащихся. В последнее время с ростом развития мультимедиа-технологий всё большую популярность приобретает использование мультимедиа- дисков на уроках. Мультимедиа-диски стали не только современным стилем делового общения, но и вообще хорошим подспорьем для представления учебного материала, они позволяют совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно его использовать на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
Дидактическая цель: создание условий для усвоения знаний учащихся о составе и строении атома.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Задачи урока:
1. Способствовать усвоению понятий «атом», «изотоп», научиться составлять схему строения атома (предметный результат).
2. Продолжить развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, поиск и выявление необходимой информации (метапредметный результат).
3. Формирование убеждённости в познаваемости картины мира, умений управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).
Оборудование: мультимедийный учебник «Электронные уроки и тесты Физика в школе» диск 2 «Элементы атомной физики» и 1С Образовательная коллекция «Химия 8 – 9 класс. Базовый курс»; таблица «Периодическая система химических элементов Менделеева», интерактивная доска.
Ход урока
Учитель химии: Всем известно, что на одну и ту же проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом, на уроках химии, физики, биологии, географии. Сегодня мы решили объединить уроки химии и физики.
Составляя свою периодическую систему, Д.И. Менделеев расположил все элементы по возрастанию массового числа, но есть противоречия, которые он объяснить не мог. Например: Ar и K, Te и I. Почему? Нужна была новая теория, которая бы объяснила эти противоречия. На помощь пришла физика.
Учитель физики: (Прежде всего, необходимо напомнить учащимся ряд положений, вытекающих из электронной теории)
Фронтальный опрос:
- Когда тело нейтрально?
- В каком случае тело заряжено отрицательно?
- Что значит тело заряжено положительно?
- Что можно сказать о заряде наэлектризованных друг о друга тел?
- Создаются ли при электризации заряды?
- Почему одни вещества проводят электричество, а другие нет?
В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.
Учитель химии:
Слушая информацию на уроке, вы должны будете отвечать на вопросы в рабочих листах, будьте внимательны.
Очень давно более 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит, предположил, что все вещества состоят из отдельных частиц, которые он назвал «атомами», в переводе с греческого «атом» означает «неделимый».
Послушать и посмотреть информацию на диске «Химия 8 – 9 класс. Базовый курс» раздел: накопление теоретических обобщений (модели строения атома)
Учитель физики: обращает внимание на модель атома Резерфорда.
Учитель химии: Таким образом, на сегодня известно точно, что… (учитель — на доске, ребята — в тетради составляют схему — строения атома).
Учитель химии: Фронтальный опрос:
• Чем отличаются протоны и электроны?
• Сходство и различие протонов и нейтронов?
• Какой заряд имеет атом меди?
• Из чего складывается масса атома?
• Сравнить изотопы . Найти сходство и различие.
Выполняем в рабочих листах задание 1 – 5.
Учитель физики: выполняем задание в рабочих листах №6.
У интерактивной доски учащиеся выполняют задания по диску «Элементы атомной физики» — (упражнения на составления схем строения атомов).
Выполнить в рабочих листах тест.
Домашнее задание
§ 37 учебника «Рудзитис Г.Е.Химия 8 кл.; ответить на вопросы к параграфу; выполнить упражнения к параграфу.
Рефлексия: Напишите себе телеграмму:
Я узнал……………………………
Меня удивило……………………
Хочу повторить…………………. (по желанию зачитывают)