Вид учебного занятия: лекция с элементами проблемного обучения.
Цели и задачи учебного занятия: ввести понятие о макроскопических телах, дать определение механического движения; познакомить школьников с теоретическим и экспериментальным методами; ввести понятие о системе отсчёта; сформировать представление о механике как о системе знаний, которая имеет границы применимости.
Продолжить знакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленность явлений окружающего мира.
Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях и продолжить работу по формированию умений делать выводы из наблюдений.
Постановка задачи урока и формулировка темы.
Основное содержание урока:
- макроскопическое тело.
- механическое движение.
- система отсчёта.
- механика и границы её применимости.
Вопросы для обсуждения в ходе изучения нового материала:
- Что изучает физика?
- Какими методами изучается наука, в частности физика?
- Как вы понимаете относительность движения?
- Как можно описать движение тела? Какие вы можете предложить для этого модели, средства?
- Какую систему отсчёта рационально выбрать при движении тела по прямой, на плоскости, в пространстве?
- Как экспериментально определить координаты лампочки в классе?
Вопросы для контроля уровня усвоения учебного материала:
- Что называют механическим движением?
- Какие явления изучает механика?
Домашнее задание: §§ 1-2.
Смотрите также уроки физики нового типа, традиционные уроки физики в 9 классе, 10 классе и 11 классе, проблемное обучение.