Вид учебного занятия: лекция с элементами проблемного обучения.
Цели и задачи учебного занятия: познакомить учащихся с основной задачей механики и понятиями материальной точки и системы отсчёта.
Продолжить знакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленность явлений окружающего мира.
Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях и продолжить работу по формированию умений делать выводы из наблюдений.
Постановка задачи урока и формулировка темы.
Основное содержание урока:
- Механическое движение.
- Основная задача механики.
- Материальная точка.
- Система отсчёта.
Вопросы для обсуждения:
- Приведите примеры механического движения.
- Приведите примеры задачи, в которой планету (например, Землю) нельзя рассматривать как материальную точку.
- В каких задачах спортсмена можно рассматривать как материальную точку, и в каких – нельзя?
- Что принимают за тело отсчёта, когда говорят: а) автомобиль едет со скоростью 4 км/ч; б) проводник идёт по вагону со скоростью 4 км/ч; в) Земля движется по своей орбите со скоростью 30 км/с?
- В какой системе отсчёта проще описывать:
а) движение поезда;
б) движение предмета внутри вагона;
в) движение планет?
- В некоторой системе отсчёта координата х тела остаётся неизменной. Обязательно ли тело неподвижно в этой системе отсчёта?
- Что понимают под материальной точкой? Можно ли сказать, что это просто маленькое тело?
Выводы:
- Определение механического движения.
- Формулировка основной задачи механики.
- Определение системы отсчёта.
- Определение материальной точки.
Вопросы для контроля уровня усвоения учебного материала:
По сборнику.
Домашнее задание: §§ 1-2.
Смотрите также уроки физики нового типа, традиционные уроки физики в 9 классе, 10 классе и 11 классе, проблемное обучение.