Вид учебного занятия: комбинированный урок с элементами проблемного обучения.
Цели и задачи учебного занятия: Расширить и углубить понятие относительности движения. Учащиеся должны знать: принцип относительности, понятия «геоцентрической» и «гелиоцентрической» систем отсчёта. Учащиеся должны уметь вычислять относительные скорости в простейших задачах на движение., объяснять смену дня и ночи на Земле в гелиоцентрической системе отсчёта.
Объединить изученные законы в систему представлений о причине механического движения, систематизировать известные знания; продолжить формирование умений выделять, описывать явления, сформулировать принцип относительности.
Показать значение опытных фактов и экспериментов в создании теоретических основ классической физики.
Формировать элементы творческого поиска на основе приёмов обобщения, умения развёртывать доказательство на основе данных.
Проверка знаний учащихся:
Ребята! Как вы думаете, необходимо ли знать принцип относительности? В каких случаях? (высказывания учащихся)
Что мы знаем об относительности? (беседа с учащимися)
Решить задачи(устно):
- По параллельным путям движутся поезда. Скорость первого 54 км/ч, второго –
- 20 м/с. Найти величину их относительной скорости, если они движутся в одну сторону, в разные стороны.
- По реке плывет лодка и рядом с ней плот. Что легче для гребца:
- перегнать плот на 5 м или на столько же отстать от него?
- Может ли человек, находясь на движущемся эскалаторе, быть В состоянии покоя относительно земли?
- Плот плывет по течению реки. Каково его движение относительно воды? берега реки?
Основное содержание урока.
Относительность формы траектории. Относительность перемещения и скорости. Движение и покой. Выбор системы отсчёта. Принцип относительности. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы отсчёта.
Здесь вы можете скачать полную версию разработки урока по физике по теме «Относительность механического движения» для 9 класса. Разработка урока включает: рабочие листы, вопросы для контроля уровня усвоения учебного материала, задания.
Домашнее задание: §9, упр. 9 №2, 3, 5(по желанию).
Смотрите также уроки физики нового типа, традиционные уроки физики в 9 классе, 10 классе и 11 классе, проблемное обучение.