Тема урока: «Первый закон Ньютона» 10 класс

Вид учебного занятия: лекция с элементами проблемного обучения.

Цели и задачи учебного занятия: раскрыть суть инерциального движения, как инерциального; углубить понятие материальной точки; ввести понятия о взаимодействии тел и свободном теле; сформировать умения выделять взаимодействия и действия тел; ввести понятие ИСО; сформулировать первый закон Ньютона.
Продолжить знакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленность явлений окружающего мира.
Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях и продолжить работу по формированию умений делать выводы из наблюдений.

Постановка задачи урока и формулировка темы.

Основное содержание урока:

Основное утверждение механики.
Материальная точка.
Первый закон Ньютона

Вопросы для обсуждения:

  1. Какова причина равномерного и равноускоренного движения?
  2. Одинакова ли причина этих движений?
  3. При каких условиях происходит ускоренное движение тел? (примеры)
  4. На основе чего можно доказать, что тела действуют друг на друга?
  5. К чему приводит действие одного тела на другое?
  6. Когда оно начинается (заканчивается)?
  7. Может ли тело находиться в покое, хотя на него не действуют другие тела?
  8. Привести пример движения, например, шайба по льду, Как стала бы двигаться шайба, если бы на неё не действовали силы сопротивления?
  9. Какое из окружающих движений можно считать инерциальным?
  10. Как вы понимаете термин «свободное тело»?

Экспериментальное задание: Расположите ручку перпендикулярно поверхности листа.
Изменяется ли состояние движения конца ручки относительно СО, связанной со столом? Изменяется ли состояние движения конца ручки в СО, связанной с листом, если его передвигать? Как меняется состояние движения конца ручки в выбранных системах отсчёта, если лист бумаги двигать прямолинейно и равномерно? Как доказать, что траектория движения тела зависит от того, в какой СО движение рассматривается? В каком случае траектория движения – самая простая линия? В какой СО удобнее описывать движение тела?

Постановка учебной проблемы: В любой ли СО свободное тело находится в состоянии покоя или прямолинейного равномерного движения?

Вопросы для обсуждения:

  1. Зависит ли состояние покоя тела от того, в какой СО изучается его движение?
  2. Как теоретически и экспериментально решить эту проблему?
  3. Одинаково ли движение какого-либо тела относительно СО, связанной со столом, и СО, связанной с бегущим человеком?
  4. Есть ли СО, относительно которых тело движется прямолинейно и равномерно?
  5. Чем отличается движение тела в этих СО?

Здесь вы можете скачать полную версию разработки урока по физике по теме «Первый закон Ньютона» для 10 класса.

Вывод: (формулируется первый закон Ньютона).

Каковы основные черты инерциальных систем отсчёта?
1. Движение свободного тела в такой системе отсчёта самое простое – покой или прямолинейное равномерное.
2. В ИСО изменение скорости движения тела происходит в результате действия окружающих тел.
3. В ИСО при одинаковых начальных условиях тела движутся одинаково.

Вопросы для контроля уровня усвоения учебного материала:
№№ 100-110 (сб. Степановой)

Домашнее задание: §24

Смотрите также уроки физики нового типатрадиционные уроки физики в 9 классе10 классе и 11 классе, проблемное обучение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.