Вид учебного занятия: лекция с элементами проблемного обучения.
Цели и задачи учебного занятия: раскрыть суть инерциального движения, как инерциального; углубить понятие материальной точки; ввести понятия о взаимодействии тел и свободном теле; сформировать умения выделять взаимодействия и действия тел; ввести понятие ИСО; сформулировать первый закон Ньютона.
Продолжить знакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленность явлений окружающего мира.
Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях и продолжить работу по формированию умений делать выводы из наблюдений.
Постановка задачи урока и формулировка темы.
Основное содержание урока:
- Основное утверждение механики.
- Материальная точка.
- Первый закон Ньютона
Вопросы для обсуждения:
- Какова причина равномерного и равноускоренного движения?
- Одинакова ли причина этих движений?
- При каких условиях происходит ускоренное движение тел? (примеры)
- На основе чего можно доказать, что тела действуют друг на друга?
- К чему приводит действие одного тела на другое?
- Когда оно начинается (заканчивается)?
- Может ли тело находиться в покое, хотя на него не действуют другие тела?
- Привести пример движения, например, шайба по льду, Как стала бы двигаться шайба, если бы на неё не действовали силы сопротивления?
- Какое из окружающих движений можно считать инерциальным?
- Как вы понимаете термин «свободное тело»?
Постановка учебной проблемы: В любой ли СО свободное тело находится в состоянии покоя или прямолинейного равномерного движения?
Вопросы для обсуждения:
- Зависит ли состояние покоя тела от того, в какой СО изучается его движение?
- Как теоретически и экспериментально решить эту проблему?
- Одинаково ли движение какого-либо тела относительно СО, связанной со столом, и СО, связанной с бегущим человеком?
- Есть ли СО, относительно которых тело движется прямолинейно и равномерно?
- Чем отличается движение тела в этих СО?
Здесь вы можете скачать полную версию разработки урока по физике по теме «Первый закон Ньютона» для 9 класса. Разработка урока включает экспериментальное задание, основные черты инерционной системы отсчета.
Вывод: (формулируется первый закон Ньютона).
Вопросы для контроля уровня усвоения учебного материала:
№№ 100-110 (сб. Степановой)
Домашнее задание: §10
Смотрите также уроки физики нового типа, традиционные уроки физики в 9 классе, 10 классе и 11 классе, проблемное обучение.