Цели и задачи учебного занятия: познакомить с видами взаимодействий в природе и видами сил в механике; изучить гравитационное взаимодействие тел и его закона – всемирного тяготения; познакомиться с логикой научного познания при открытии закона всемирного тяготения.
Продолжить знакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленность явлений окружающего мира.
Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Продолжить работу по формированию умений обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о законах движения.
Постановка задачи урока и формулировка темы.
Основное содержание урока:
Четыре типа сил. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Определение гравитационной постоянной. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты.
Вопросы для обсуждения:
- Что нужно знать для теоретического вычисления ускорения в динамике?
- учебная проблема: От чего зависят силы взаимодействия?
- Рассмотрим гравитационные, электромагнитные взаимодействия.
- Существуют ещё силы в микромире – сильное (ядерное) и слабое.
- Сегодня изучим вид взаимодействия – гравитационное взаимодействие.
- История открытия.
- Открытие.
- Гравитационная постоянная.
Вопросы для контроля уровня усвоения учебного материала:
- В чём же выражается гравитационное взаимодействие тел?
- От чего зависит сила, характеризующая взаимное притяжение?
- Как доказать наличие взаимного притяжения Земли и книги?
Задачи для расширения и углубления учебного материала:
Проблемы: Как Ньютон обосновал зависимость силы всемирного тяготения от масс, от расстояния между телами? (для ответа на этот вопрос учащиеся работают с учебником).
Проблема: Как объяснить незаметность силы притяжения у окружающих тел?
Решение задачи: Можно ли с помощью закона всемирного тяготения рассчитать массу Солнца? Какие для этого нужны данные?
Есть ли границы применимости Закона всемирного тяготения?
Домашнее задание: §31-33
Смотрите также уроки физики нового типа, традиционные уроки физики в 9 классе, 10 классе и 11 классе, проблемное обучение.