Цели и задачи урока: ввести представление о модели макроскопического тела, сформулировать основную задачу кинематики (механики), дать классификацию механических движений по траектории и скорости; сформировать умения выделять механическое движение и описывать его в системе отсчета.
I. Краткое повторение.
- Повторяются вопросы:
- Что изучает механика?
- Что она не может изучать?
- Для чего ученые вводят физические величины?
- Каким образом получают численные значения физических величин? (Ответ. При прямых измерениях, при расчетах на основе косвенных измерений других величин.)
- Почему падение тела относят к механическим явлениям?
II. Изучение и отработка нового материала.
Как описать механическое движение тела в пространстве с течением времени — основная учебная проблема нескольких уроков. Общий ответ простой: надо знать положение тела в любой момент времени. Это и есть основная задача кинематики. Как решить ее практически?
- Прежде всего отметим, что тела бывают разные по форме и размерам. При изучении механического движения тел используют различные их модели. Моделью называют заместитель объекта, построенный или выбранный для его изучения. Наиболее простой моделью тела является материальная точка — это геометрическая точка, наделенная массой. При изучении тело заменяют моделью, а затем уже изучают движение модели.
- Для выделения, а затем и описания движения материальной точки надо выбрать систему отсчета. В беседе повторяется определение: это средство описания движения, включающее тело отсчета, систему координат, часы. С помощью изображенной на доске системы отсчета выполняются упражнения: каковы координаты точки А? Каковы координаты точки В? Что происходит с координатами материальной точки при ее движении из точки А в точку В? Как еще можно задать положение материальной точки? (Ответ: С помощью радиуса-вектора; изучают рисунок 4 учебника.).
- Существует достаточно много характеристик движения. Но для простой классификации движений нам надо вспомнить две характеристики — траекторию и скорость. Траектория — это линия, по которой движется материальная точка. Выделяют движения: а) прямолинейное и криволинейное; б) равномерное и неравномерное.
III. Краткий итог.
- В беседе рассматривают вопросы:
- Какое из указанных движений самое простое?
- Какое движение называют неравномерным?
- Как движется шарик по желобу?
- Как движется мел по доске?
- Приведите примеры неравномерного движения.
Здесь вы можете скачать полную версию разработки урока по физике по теме «Виды механического движения и способы его описания» для 10 класса.
Далее решаются простые задачи.
Задача. Докажите построением, что описание положения материальной точки зависит от выбора системы отсчета.
Задачи: С.: № 2,3,4,5.
Домашнее задание: § 3—4, 7.
Смотрите также уроки физики нового типа, традиционные уроки физики в 9 классе, 10 классе и 11 классе, проблемное обучение.