Вид учебного занятия: лекция с элементами проблемного обучения.
Цели и задачи учебного занятия: ввести понятие о магнитном поле (физический объект, действия магнитного поля, источники), сформировать умения выделять магнитное поле по его действию, сформировать материалистические представления о магнитном поле (экспериментальное доказательство факта существования свойства и др.).
Продолжить знакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленность явлений окружающего мира.
Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях и продолжить работу по формированию умений делать выводы из наблюдений.
I. Изучение нового материала.
Обсуждение вопросов:
- Как взаимодействуют между собой неподвижные электрические заряды?
- Каков механизм этого взаимодействия?
- Какие свойства электрического поля мы изучали?
Первая учебная проблема: Взаимодействуют ли между собой движущиеся заряды? Каков механизм этого взаимодействия?
Обсуждается опыт по взаимодействию токов между собой. Вопросы:
- Каков по аналогии с электрическим взаимодействием, должен быть механизм взаимодействия проводников с током?
- Будет ли отклоняться второй проводник, если выключить ток в первом проводнике?
- Будет ли действовать магнитное поле на проводник без тока?
- Что может служить индикатором магнитного поля?
- Будет ли отклоняться магнитная стрелка вблизи проводника, если по нему пропускать ток?
Постановка второй учебной проблемы.
Обсуждение вопросов:
Вторая учебная проблема: Каковы свойства магнитного поля?
В ходе обсуждения вопроса выделяют следующие свойства магнитного поля:
А) существование магнитного поля вокруг любого проводника с током;
Б) непрерывность и неограниченность магнитного поля;
В) ослаблении поля при удалении от проводника;
Г) зависимость величины поля от силы и направления электрического тока.
Третья учебная проблема: Какова основная характеристика магнитного поля?
По учебнику вводится магнитная индукция, представление о силовых линиях.
II. Отработка изученного материала.
Вопросы по сборнику: №
III. Подведение итогов урока проводится в виде краткого повторения основных понятий изученных на уроке.
Домашнее задание: §§ 1-2.
Смотрите также уроки физики нового типа, традиционные уроки физики в 9 классе, 10 классе и 11 классе, проблемное обучение.