Задачи урока: изучить устройство и принцип действия прибора магнитоэлектрической системы, громкоговорите¬ля; продолжить отработку знаний о магнитном поле и его характеристиках.
I. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Научные знания нужны для объяснения и предсказания физических явлений, для конструирования технических устройств. Знания о магнитном поле многое принесли людям.
Учитель демонстрирует устройство и принцип действия демонстрационного гальванометра (амперметра и вольтметра). По рисунку 21 учебника задаются вопросы: в каких областях прибора существует магнитное поле? Какой вид имеют полюса постоянного магнита? Зачем они нужны? Поворачивается ли катушка (см. рис. 20—21 учебника) на 90°? Как направлен ток в катушке при обозначенных силах (см. рис. 21 учебника)? Какой прибор — амперметр или вольтметр — изображен на рисунке 20 учебника? (Ответ. Гальванометр. В зависимости от внутреннего сопротивления он может быть амперметром или вольтметром. Это достигается использованием шунтов и добавочных сопротивлений.)
О громкоговорителе следует рассказ ученика. Дополнительно можно рассмотреть вопрос о защите от магнитных полей: экранировка действия постоянного магнита на магнитную стрелку, на рамку с током (пример с рамкой гальванометра) и др.
II. ОТРАБОТКА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Для самостоятельной работы рекомендуем использовать накопленный в кабинете физики дидактический материал и задачу: С, № 1082.
Здесь вы можете скачать план урока по физике по теме «Применение закона Ампера» для 11 класса.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Домашнее задание: упр. 1 (2).
Смотрите также уроки физики нового типа, традиционные уроки физики в 9 классе, 10 классе и 11 классе, проблемное обучение.