Вид учебного занятия: комбинированный урок с элементами проблемного обучения.
Цели и задачи учебного занятия: Учащиеся должны знать, что вприроде всегда имеет место взаимное действие тел друг на друга; что силы, возникающие при взаимодействии, описаны в третьем законе Ньютона; усвоить формулировку закона. Знать, что силы взаимодействия всегда приложены к разным телам, а потому не имеют равнодействующей. Уметь в приведённых примерах выделять взаимодействующие тела, определять силы взаимодействия, показывать их на рисунке.
Показать значение опытных фактов и экспериментов в создании теоретических основ классической физики.
Формировать элементы творческого поиска на основе приёмов обобщения, умения развёртывать доказательство на основе данных.
Проверка знаний учащихся:
Устный опрос у доски по домашнему заданию:
- Сила.
- Связь между ускорением и силой. Масса.
- Второй закон Ньютона.
Решение задач №№ 112-117, 118, 124, 129 (сб. Степановой)
Постановка задачи урока и формулировка темы.
Основное содержание урока:
- Взаимодействие.
- Равенство действий.
- Формулировка третьего закона Ньютона.
- Единицы массы и силы.
- Понятие о системе единиц.
- Международная система единиц.
Постановка учебной проблемы: Как количественно описать явление взаимодействия тел? Как связаны между собой силы, действующие на тела? Как связаны ускорения взаимодействующих тел?
Обсуждение примеров взаимодействия. Выполнение рисунков приведённых взаимодействий. Выводы. Что же нового о взаимодействии мы узнали? (заполняется правая часть таблицы).
Вопросы для контроля уровня усвоения учебного материала:
№№ 130-135 (сб. Степановой)
Задачи для расширения и углубления учебного материала:
№№136-137 (сб. Степановой)
Домашнее задание: §12 упр. 11 №1, 2, 3
Смотрите также уроки физики нового типа, традиционные уроки физики в 9 классе, 10 классе и 11 классе, проблемное обучение.
ура